Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Будем ездить как люди?

60 лет назад в Алма-Ате появились первые трамваи, а некоторое время спустя – троллейбусы. С этими событиями ученые-экологи связывали бурное развитие городского электротранспорта, который, взяв на себя большую часть пассажиропотоков, должен был обеспечить помимо перевозок надежную охрану окружающей среды. Однако желанная цель не была достигнута. Как ни печально, тогдашними городскими властями электротранспорту отводилась второстепенная роль.

 

Почему трамваи и троллейбусы оказались на обочине 60 летнего патриотического пути, разве пример многих западноевропейских городов, где борьба с загрязнением атмосферы возведена в ранг особо важных гocyдарственных дел, не является убедительным доказательством их пользы? Одна из причин - пресловутый остаточный принцип, финансирования. Последние два с небольшим года следует считать наиболее продуктивными на пути развития, поскольку АТУ возглавил, без всяких натяжек и оговорок, преданный "электрическому коню" человек - Маулен Мукашев. С первых дней работы молодого руководителя явно не устраивала роль его предшественников – статистов, добросовестно фиксирующих факт медленного умирания электротранспорта. Он, например, начал с того, что подобрал столь же молодую, энергичную команду из числа тех, кто душой и сердцем болел за явно непрестижную отрасль городского хозяйства. Первое, что удалось сделать, предотвратить скатывание в пропасть. Наладили у себя капитальный ремонт морально и физически устаревшей техники, повысив тем, самым выход машин на маршруты, провели рационализацию            производства. Однако сколь ни совершенно инженерно-техническое обеспечение, идти с утлым багажом в ХХI век просто несерьезно.

А где взять новую технику, новый подвижной состав? В республике, кроме допотопного ремзаводишка, ничего нет. Покупать у России дорогостоящие, слепленные по старым схемам и образцам вагоны тоже не выход. А надежда, что в Алматы на базе упомянутого ремзавода вот-вот начнется строительство филиала чешской "Шкоды", о чем много раз говорилось, угасла после того, как руководители ремзавода заявили о своем "особом" мнении: продолжать специализацию на  восстановление отслуживших свой век машин.

Аким города В. В. Храпунов полностью разделяет беспокойство Маулена Мукашева и других руководителей АТТУ относительнo состояния южно-столичного трамвайно-троллейбусного парка и перспектив его развития. Согласен он и с тем, что электротранспорту должен быть отдан приоритет перед коптящими автобусами. Единственная помеха на пути реализации столь серьезной задачи - нынешняя экономическая ситуация, отсутствие необходимых средств в бюджете. И все же программа модернизации понемногу начинает осуществляться. В декабре прошлого и январе нынешнего года АТТУ получило первые десять троллейбусов, купленных у всемирно известной чешской фирмы "Шкода". Предоставим слово начальнику управления Маулену Шапанбаевичу Мукашеву:

- В семействе "Шкод" все модели совершенны, и потому отдать предпочтение одной из них для нас было делом очень трудным и ответственным. Мы остановили свой выбор на марке "ТР­14". Машина относительно дешева - чуть больше 150 тысяч долларов. Но не цена стала определяющим фактором, а прекрасные эксплуатационные характеристики, причем как нельзя лучше соответствующие условиям нашего города.

- То есть, Маулен Шапанбаевич, сделав ставку на «ТР-14», вы, можно сказать, определили судьбу электротранспорта Алматы в 21-м веке?

- Да, перспективу «таэры» открывают заманчивую. Но так, поверьте, хотелось бы ускорить процесс обновления. Десять «Шкод» для города – это что капля в море. А время не ждет. Наша южная столица преображается на глазах. Посмотрите, какие гостиницы, магазины, офисы, торговые дома появились. Одна "Анкара" чего стоит. Или внутреннее убранство бывшего ЦУМа - царство красоты и лоска! А по улицам ходят все те же трамваи и троллейбусы, за которые впору краснеть, - вестники далеких тридцатых годов… Избалованные новейшими достижениями техники американцы и те положили глаз на "Шкоды", аж 500 штук закупили! Мы же отважились на самую малость, хотя наши старые пригодны разве что на металлолом...           

- Пассажиры по достоинству оценили "Шкоды". Салоны - высший комфорт, удобное расположение кресел. Говорят, даже температура регулируется электроникой. Неужели этой чудо-технике грозит участь «белой вороны»? Но ведь и Президент страны однажды не выдержал, сказав в сердцах, что устаревшие трамваи и троллейбусы лишь позорят город….

- Я ратовал за обновление еще в 95-м году. А мне возражали: мол, надо умерить аппетиты, жить по карману. Если так рассуждать, то электротранспорту не выкарабкаться из  тупика, в который его загнали равнодушие, нежелание смотреть вперед. Мое кредо - развитие, развитие, развитие. Сам Бог велел вперед смотреть, в перспективу. Метро не должно быть альтернативой троллейбусу, а вот автобусу, тем более коммерческому, работающему на личный карман частных собственников, - да.

- А вообще-то есть программа развития, есть хотя бы строка бюджета по электротранспорту?

- Программа-то есть, но защищать ее, лоббировать в гормаслихате, увы, некому. Все видят убожество, а сказать слово в защиту… Между тем, обновление - это неизбежность. Город сами понимаете, душат выхлопные газы, люди страдают от болезней, а мы чего-то ждем. Тут нужны заинтерсованность и последовательность. Строительство новой троллейбусной линии по улице Навои до «Орбиты», о котором мы давно твердим – это лишь малая часть программы. Посмотрите, все маршрутные септи – в границах 60-хгодов, в то время как на карте города появилось множество новых жилмассивов. Если мы туда до сих пор не проложили линии, то, значит, тем самым ущемляем пассажиров. А задача номер один сейчас - привести хотя бы шаткое финансовое состояние в надлежащие рамки. Пять "лишних" тенге за билет идут на запчасти и резину. Где взять деньги на развитие? Надо пересматривать наконец льготные категории, коих существует уже видимо-невидимо. Отменим большинство из них – получим какую-то рентабельность. Сегодня мы ослаблены. А необходимо еще купить как минимум 100 троллейбусов, 20 миллионов долларов требуется выделить на трамваи. Затем – расширение диапазона действий: увеличение сети маршрутов, переход на более совершенную технологию обслуживания  машинного парка. Если бы в свое время город не запустил до такой степени свое хозяйство, то ситуация; конечно, выглядела бы иначе. На новую систему электротранспорта давно перешли Прибалтика, Украина, Грузия, Молдова. Мы же делаем робкие попытки догнать. И вот я предвижу плоды этой робости: освоим одно, а старое болото опять потянет назад.

"Шкоды" - не просто техника третьего поколения. Это еще и качество жизни, показатель культуры.

- Маулен Шапанбаевич, сегодня мы любим говорить о помощи инвесторов. Всюду вкладываются деньги, а вот городское хозяйство как хромало, так и хромает. Вы не исключение. Жаль…

- Я оптимист. Уверен, время заработает на нас. Надо только действовать активнее и нам, и городским властям. Цель АТТУ - создать привлекательные условия для инвесторов. Если предприятие не окупает себя, то денег ему все равно никто не даст, поскольку вкладчик рассчитывает на получение процентов. Ни одна фирма. не убедившись в том, что ее деньги будут эффективно использоваться, не рискнет на содружество. Кто, например, проинвестирует «трамвайную» программу? Тут ведь все изъяны города налицо. Пропускная способность на конечных станциях и остановках ограничена, путевое хозяйство – почти как 60 лет назад. А возьмите уровень пассажироперевозок, сетей в целом по городу. Почему 180 автомаршрутов, а не, скажем, 200 - 250? Кто просчитывал, выверял схему? Отсюда стихийность, дублирование. Очень много мелких маршрутов. Все это от того, что коммерческие автотранспортники стремятся любой ценой урвать, побольше. Лакомым куском стала бараxолка - все, кому не лень, устремляются туда за пассажирами, оголяя городские маршруты. Вот и полyчaется, что мы, транспортники умышленно, искусственным методом создаем напряженность в часы пик, скапливаем массы людей на остановках. Пора бы уже относится к пассажиру с уважением.

- Европейские трамваи. Мало кто знает, что они из себя представляют. Наверное, по комфорту, дизайну они не только не уступают, но и превосходят знаменитый «ТР-14». Встанет вопрос о покупке, куда обратите свои взоры, Маулен Шапанбаевич?

- Не хочу бередить души горожан описанием тех трамваев. Поставьте рядом аэроплан-этажерку и суперсовременный «Боинг» - вот вам и дистанция, разделяющая наши тихоходные грохочущие электроколымаги с их голубыми вагонами-красавцами. Нам оказывается такие иметь нельзя. Тогда ведь надо полностью менять линии, строить мосты, туннели, транспортные развязки. Как ни печально, но приходится признать: только в Алматы трамвай остается неким посмешищем в цивилизованном мире для человека создано мыслимое и немыслимое. И все-таки живу надеждой на самое лучшее. Время расставит акценты, трамвай станет, обязательно станет еще одной достопримечательностью южной столицы.

 

Иван ПРОКОПОВ.

НА СНИМКЕ: троллейбус "ТР-14" .

Вечерний Алматы

24-03-1998


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz