Вояж
на «рогоносце»
Утром я предусмотрительно выхожу на
остановку за час до начала работы. «Рогатый
друг», надо отдать должное, подъехал
довольно быстро. Но долго радоваться
не пришлось. Ровно через три
остановки, на перекрестке Толе-би—Ауэзова,
троллейбус остановился: обрыв
проводов. В центре столпотворения
находился еще и трамвай, выехавший на
середину улицы. На работу я,
естественно, опоздала.
Для чистоты эксперимента домой
вечером я решила ехать также на
троллейбусе. Подошло нечто старое и
расхлябанное синего цвета. Ставлю
ногу на ступеньку — и меня на секунду
парализует. Волосы встают дыбом... Кое-как
на ватных ногах добравшись до
сиденья, я понимаю, что меня
шандарахнуло током. Но мне еще
повезло: бабушку, заходившую в салон
за мной, вообще откинуло на тротуар.
Нет, проездной на троллейбус
покупать не буду!
Комментарий
Систему менять надо!
— Состояние проводов в нашем городе
на самом деле жуткое, — говорит В. К.
Сухоруков. — Дело в том, что их не
меняли уже лет 25, и контактная сеть
износилась более чем наполовину. Мы
это прекрасно видим, поэтому в
нынешнем году основное внимание
будет уделяться не покупке нового
подвижного состава, а замене
проводов. Помимо этого нужно менять
кабельное хозяйство — подстанции и
силовые кабели. Насчет истории с
электрическим «шоком»: у троллейбуса
очень большая сеть электропроводки,
и могло так произойти, что где-то в
какие-то стыки проникла вода и
замкнула на корпус. Это лишний раз
говорит о том, что нужно обновлять
троллейбусное хозяйство. Как
наверняка уже заметили горожане, на
улицах много новых троллейбусов, но
все-таки еще остались те, которые
отработали по 15-17 лет.
То не гром гремит, а трамвай идет!
Утром следующего дня я зашла к
подруге на чай. Сидели мы с ней, мирно
беседовали — и вдруг оконные стекла
затряслись, а пол начал ходить
ходуном. Землетрясение! Бежать!
Очумевшая хозяйка попыталась
вырваться, не понимая моих искренних
побуждений. А потом рассмеялась: «Да
какое землетрясение — это трамвай
проехал!»
Домой я, естественно, поехала на
трамвае. Ждать его долго не пришлось
— веселый желтенький вагончик
приехал очень быстро. В салоне я даже
села — свободных мест было
достаточно. Всем хорош трамвай,
однако есть два «но»: с одной стороны
— шумит очень, а с другой — в Алма-Ате
осталось только два трамвайных
маршрута.
Комментарий
За все хорошее надо платить
— Количество трамвайных маршрутов,
— продолжает г-н Сухоруков, —
сократили в основном из-за
плачевного финансового состояния
предприятия «Алматыэлектротранс».
Кроме того, сегодня на загруженных
улицах трамвай создает помехи,
пробки. Да и вообще, как вид
транспорта трамвай устарел. Его
нужно делать либо как монорельс —
выводить на опорах над городом, либо
делать скоростной трамвай. Такие
варианты предлагались, но пока на
уровне идеи. За границей делают
бесшумные трамваи, применяя
специальную технологию укладки
рельсов. Однако если начать
применять эти технологии у нас, то мы
разоримся — очень уж дорого.
Вдруг в ямку — бух!
Автобуса, как и трамвая, долго ждать
не пришлось. Что касается графиков
движения, то их все-таки
отрегулировали. Да и ездят автобусы
быстро. Но,… повернув на одну из
периферийных улиц, наш гигант метко
погрузился одним колесом в яму.
Приехали! В автобусе начался бунт.
Затеяла его маленькая, но вредная
старушка. Подойдя к контролеру, она
заявила:
— Давай деньги назад, я пересяду на
маршрутку!
— Сейчас уже поедем, — попытался
отбиться паренек.
— Ага, мы уже полчаса как «едем».
— Женщина, успокойтесь!…
— Ах ты грубиян, мало того, что
пенсионеров платить заставляете, еще
и орешь на меня! Последнюю копейку у
пенсионеров забираете! Почти каждый
месяц цены на проезд поднимают,
управы на вас нет!
В бой пошли остальные пассажиры. Бог
с ними, с двадцатью тенге — пересяду
на что-нибудь.… А с другой стороны,
жалко: уплачено ведь!
Комментарий
Все дело — в цене на билет
— В том, что наши дороги разбиты,
немалую роль играет общественный
транспорт, — утверждает В. К.
Сухоруков. — Портится дорога и
трамваями, и гружеными автобусами, и
троллейбусами. Тот же гидравлический
удар. Вода попадает в небольшую
трещину, проходит транспорт — и
начинается разбивание дороги. Этой
зимой дороги очень сильно пострадали,
давно уже не было таких плачевных
последствий климатического влияния
на дорожное покрытие.
Цена проезда — один из самых больных
наших вопросов. Когда в 1999 году
поменяли систему льгот, практически
все категории пассажиров их потеряли.
Акимат, правда, провел определенную
работу, и часть льгот все-таки
удалось вернуть. Но в принципе они
сегодня незаконны. В Законе о
транспорте говорится так: тот, кто
предоставляет льготы, тот и
компенсирует перевозчику понесенные
убытки. Вот, например, возим
пенсионеров по 10 тенге за поездку, а
перевозчику никто ничего не
компенсирует — это уже нарушение
закона. На сегодняшний день студенты
оплачивают 50 процентов от стоимости
проезда — это согласно
тройственному соглашению, которое
было подписано между перевозчиками,
Комитетом по образованию и
Департаментом транспорта. Также
существует школьный проездной билет
на автобус стоимостью 500 тенге, на
троллейбус — 450 тенге. Пенсионеры по
возрасту, прописанные в Алма-Ате,
ездят со скидкой в 50 процентов.
Затраты по проезду инвалидов и
участников войны, которые ездят
бесплатно, компенсирует акимат. А это
все деньги…
Извини, брат, работа такая!
Выйдя из автобуса, я решила
прокатиться на маршрутке. Юркие «Газели»,
постоянно обгонявшие и подрезавшие
друг друга, подходили к остановке
стаями, но практически все ехали по
одному маршруту. Этот факт меня
сильно разозлил. Но вот наконец-то
появилась набитая людьми, как
чемодан вещами, нужная маршрутка, на
которой красовалась надпись: «Извини,
брат, работа такая!». Пропихнув в
салон паренька, висевшего на
ступеньке, я, согнувшись практически
пополам, примостилась на ней сама. И,
глядя в окошко с высоты своего пупка,
задумалась: почему проезд в «Газелях»
дороже, чем в автобусах? Условия ведь
хуже! Мысли, однако, прервал резкий
толчок — наша маршрутка столкнулась
со своей коллегой. Похоже, устраивая
«погоню за деньгами», водители «Газелей»
не особо думают о безопасности
пассажиров. Ударившись при выходе
головой об потолок, я подумала: «С
меня хватит!» И поймала такси.
Комментарий
А с «Газелями» будем бороться!
— Мы говорим о замене маршруток на
автобусы не первый год, — утверждает
В. К. Сухоруков. — Естественно, будем
менять, но не в одночасье, а поэтапно.
Мы уже начали эту работу. «Пионером»
стал третий таксопарк — он закупил 50
автобусов «Hyundai». Эта машина
относительно недорога и удобна, она
позволяет с комфортом перевозить 22
человека на сидячих местах и 12 — на
стоячих. Сейчас мы планируем, что
пять-шесть компаний заменят «Газели»
на более комфортабельные машины. По
поводу повторения маршрутов: раньше,
когда только открыли рынок для
частных компаний, предложения о том,
где проложить путь, выдвигали сами
фирмы. Сейчас разработан и утвержден
акимом проект по оптимизации
маршрутной сети.
Вместо послесловия
Все эти поездки на общественном
транспорте большого города помимо
вполне понятного раздражения
порождают и всяческие мысли и
вопросы.
Вот, например, такой. Нормальный,
экологически чистый (что для Алма-Аты
очень важно!) вид транспорта —
трамвай, по всей видимости, в
ближайшее десятилетие канет в Лету.
Отчего? В мире сколько угодно городов,
где он не просто развивается, а еще и
достигает невиданных ранее
технологических высот. Мы же, почти
распростившись с надеждами на метро,
вдруг делаем ставку на «Газели», а
потом спешно начинаем исправлять чьи-то
ошибки…
Или вот еще. Абсолютное большинство
жителей Алма-Аты — лояльные
налогоплательщики. Взять только один
налог на транспорт, взимаемый с
владельцев частных машин — сумма его
за год приближается к миллиарду
тенге. Не хватает на нормальные
дороги? Давайте увеличим налог на
пару сотен. Почему-то есть
уверенность: если люди будут точно
знать, что их деньги пойдут на
хорошую, качественную дорогу, они с
радостью заплатят больше.
А может быть, у наших читателей есть
мысли о том, как приблизить это
светлое время? Пишите, стоящие идеи
мы с удовольствием опубликуем.
Справка "АиФ Казахстан"
В Алма-Ате на сегодняшний день
маршрутов:
автобусных — 180;
троллейбусных — 11;
трамвайных — 2.
В день на улицы города выходит около
2500 машин общественного транспорта (с
учетом маршруток).
Сегодня на транспортном рынке Алма-Аты
почти все компании — частные (за
исключением электротранспорта). На
данный момент в городе — около 40 фирм,
занимающихся перевозками пассажиров.
Из них лишь одна государственная —
третий автопарк, и два автопарка
имеют долю коммунальной
собственности по 49 процентов —
седьмой и восьмой.
В среднем зарплата водителей
общественного транспорта — около 20
000 тенге.
Частных машин в Алма-Ате — около 286 000.
АиФ Казахстан
Арина Пирогова
|