Удивительная
история произошла недавно в Алма-Ате.
По ее улицам ездил необычный
троллейбус. На первый взгляд — эка
невидаль, сколько их курсирует по
городским маршрутам! Но этот шел по-особому
— в прошлое, в историю. На его
электронном информационном табло
вместо указания маршрута горела
надпись «Мой любимый троллейбус».
Именно так называется новый
документальный фильм, снятый студией
«ИКС-Б». Он посвящен 60-летию пуска
первого троллейбуса в Алма-Ате.
Создатель фильма — режиссер,
заслуженный деятель искусств
Республики Казахстан Александр
Головинский — объясняет, что, как
водится, идея возникла спонтанно. Но
тут же нашла одобрение у руководства
предприятия «Алматыэлектронас».
Известный режиссер еще раз доказал,
что настоящему творчеству под силу
самые сложные задачи. Фильм не
превратился в казенную заказуху, а
стал действительно захватывающим
зрелищем. Его премьера открыла
торжества в Алма-Атинском акимате в
честь 60-летия пуска первого
троллейбуса.
Изюминкой картины (которая длится
всего полчаса) стало участие в ней
народного артиста Республики
Казахстан профессора Булата
Аюханова. Он стал гидом, который
помог оживить события, ставшие
теперь уже столь далекими. Особая
манера, искренность и творческая
индивидуальность Булата Газизовича
превратили рядовую, по сути, веху в
действительно эпохальное событие.
Ведущий фильма говорит о троллейбусе
как о своем давнем друге, к которому
он пришел на день рождения. А впрочем,
так оно и есть. По воспоминаниям
водителей и кондукторов, многие наши
известные артисты долгие годы
пользовались услугами этого вида
транспорта (машины тогда были
величайшей редкостью), за что в
благодарность снабжали сотрудников
контрамарками на свои выступления.
Автор сценария Евгения Головинская
рассказывает, что поначалу у
творческой группы ничего не было,
кроме скупых архивных сведений.
Потом нашлась хроника 40-х, 50-х, 60-х. Да
и, слава богу, еще живы свидетели той
эпохи, передовики и скромные
труженики тех времен, которые
помогли воссоздать историю алма-атинского
троллейбуса.
Пробный пуск его состоялся 19 марта 1944
года, а регулярное движение началось
с 1 мая. Это стало для города
огромнейшим событием. Постепенно к
первоначально воспринимавшемуся
чудом на колесах и с «рогами»
троллейбусу стали привыкать. Правда,
авторам фильма так и не удалось
установить, каким образом в Алма-Ату
попали первые троллейбусы. По одной
из версий, их привезли в эвакуацию с
имуществом московских киностудий. И
эти первые машины обеспечивали
перевозку горожан.
Обиднее всего, что второе белое пятно,
которое не удалось ликвидировать
создателям «Моего любимого
троллейбуса», эпоха конца 80-х —
начала 90-х. Ни одной документальной
видеозаписи о работе городского
транспорта не сохранилось. Увы, для
потомков этот период навсегда
останется загадкой. Это мы еще помним,
какой период безвременья царил тогда
— не до хроник было.
Зато благодаря новому
документальному фильму, который
фактически стал настоящей одой
троллейбусу, теперь для будущих
поколений воссоздана живая история
алма-атинского электротранспорта.
Канва фильма очень проста: едет по
городу новенький синий троллейбус, в
который периодически садятся те, кто
имел самое непосредственное
отношение к созданию и эксплуатации
троллейбусов. Многие из ветеранов
проработали на них всю жизнь, потому
им было что рассказать. Например,
долгое время по городу ездили всего 6
машин типа «ЯТБ», а протяженность
пути составляла лишь 7 км: по улице
Гоголя от улицы Тарачинская до улицы
Масанчи. Потом, в духе советской
индустриализации, темпы развития
этого экологически чистого вида
транспорта удваивались, утраивались.
Интересный факт: только в двух
городах СССР стоимость проезда
составляла три копейки, в том числе в
Алма-Ате. Многие герои фильма с
ностальгией вспоминали те времена. В
частности, первая казашка — водитель
троллейбуса Тлеужамал Маспаева.
На импровизированных остановках
садились в гостеприимный троллейбус
и неожиданные гости. Например,
искусствовед Баян Барманкулова. Она
поведала о своей детской мечте
работать кондуктором. Рассказала об
одном из направлений творчества
отечественных художников, которые
запечатлели на своих картинах алма-атинский
троллейбус. Эколог Аман Айнакулов
убедил всех в преимуществах этого
экологически чистого вида
транспорта. Не обошлось и без
нынешнего руководителя предприятия
Маулена Мукашева, который не без
гордости рассказал, что в настоящее
время протяженность линий
составляет 223 км, по которым ходит 220
троллейбусов; что у нас появился
собственный завод, который уже
выпустил 70 машин. В ближайшее время
появится троллейбус новой
модификации алма-атинского
производства. Планируется
расширение маршрутов.
В финале в салон забегают
приверженцы авторской песни, которые
поют «Синий троллейбус» Окуджавы.
Съемки прошли в рекордно короткие
сроки — за три дня. Фильм быстро
смонтировали. Увы, но хронометраж не
позволил включить в него многое,
поэтому он состоит буквально из
самых ярких моментов и перипетий. На
премьере создателей фильма
приветствовали шквалом
аплодисментов те, о ком этот фильм.
Кое-кто даже расчувствовался — ведь
перед глазами промелькнула целая
эпоха, героем которой стал простой
трудяга троллейбус. А в планах студии
«ИКС-Б» — создание целого сериала «Прогулки
по Алма-Ате». Такой подарок они
хотели бы сделать к 150-летию города.
Александр РОЖКОВ
Фото Игоря ЛОГВИНА
|