Предъявите билетики!
Филипп ПРОКУДИН, Алматы
Скандалы с самовольным поднятием тарифов на проезд в городских
автобусах, прокатившиеся по всей стране, заставили пристальнее
взглянуть на проблему общественного транспорта. Свое расследование
сложившейся ситуации мы начали с малого – с билетов.
Билет в городском пассажирском транспорте – все равно что чек в
магазине. Только более значимый. Потому что именно количество
выданных билетов позволяет установить, сколько пассажиров за
отдельно взятый период перевезли автобусы. А следовательно,
правильно рассчитать тариф и количество автобусов, которые должны
работать на маршрутах. А также посчитать расходы перевозчика.
– В начале года некоторые перевозчики Алматы самовольно подняли
тариф до 60 тенге за одну поездку, – рассказывает начальник отдела
разработки и контроля маршрутной сети департамента пассажирского
транспорта и автомобильных дорог Алматы Булат Касенов. – Хотя тариф
устанавливается контролирующими органами, после того как перевозчики
на основании документов обоснуют размер платы за проезд.
Но как обосновать якобы непомерные расходы, если подтверждающих
документов – единовременных билетиков – кондукторы не выдают?
Корреспонденты нашего издания убедились в этом лично, проехавшись в
минувшую субботу на автобусах, курсирующих в черте города. Все
случаи невыдачи билетов зафиксированы специальными актами.
На 8 маршрутах из 10, а именно на 35-м, 37-м, 43-м, 65-м, 66-м,
74-м, 94-м, 98-м и на 141-м, билетов не было вообще – в салоне
присутствовали только безбилетные кондукторы.
На наши вопросы о билетах они проникновенно рассказывали, будто
билетов в автобусных парках им не выдают и ничего про то, что
таковые следует вручать пассажирам, не говорят.
Правда, в одном из автобусов кондуктор при виде фотоаппарата и
бланка акта сразу “вспомнил”, что оставил билеты в кабине водителя.
Сбегал, показал нам целую упаковку и даже постеснялся потребовать у
нас плату за проезд.
Кстати, забитые под завязку в часы пик автобусы – тоже следствие
отсутствия билетов. Ведь автобус по нормативам должен перевозить
лишь определенное число пассажиров. Если количество людей в
транспортном средстве превышает установленные показатели, перевозчик
обязан выводить новые автобусы на маршрут.
– Согласно Гражданскому кодексу гражданину в обмен на деньги,
выданные за покупку товара или услуги, обязаны выдать документ,
удостоверяющий факт покупки, – комментирует эту ситуацию юрист
Аркадий Рубцов. – Значит, в том случае, если кондуктор автобуса не
выдает вам билет, вы имеете право… не платить за проезд.
Понятно, спорить с кондуктором решается редко кто из горожан.
Большинство из нас и не требуют никаких билетов. Но кого тогда
винить в том, что в результате мы ездим в забитых под завязку
автобусах да еще и переплачиваем по самовольно завышенным тарифам?
Электронный кондуктор
С нового года безбилетные кондукторы в южной столице остались
только в автобусах. В электрический транспорт пришла цивилизация –
система электронной оплаты проезда, так называемые валидаторы.
“Электронные кондукторы” обошлись предприятию в пятьдесят
миллионов долларов. Средства на аппаратуру окупятся, по
предварительным прогнозам, лет через восемь. Зато, по словам
представителей “Алматыэлектротранса”, новая система, во-первых,
позволит точно учитывать, сколько денег граждане тратят на проезд –
раньше их мог прикарманивать экипаж трамвая или троллейбуса.
Во-вторых, “компьютерная система через спутник будет фиксировать
график движения транспортных средств, интервал движения машин разных
маршрутов” – процитировало одно издание менеджера компании,
установившей электронную систему.
Не знаем, как насчет спутниковой навигации – раньше с
определением “интервала движения машин” вполне справлялась гражданка
с блокнотом и ручкой в руках, отмечавшая время прибытия и убытия на
остановке. Зато ездить в трамваях-троллейбусах стало если уж не
лучше, то как минимум веселее.
В последнюю мою поездку на троллейбусе пассажиры с неподдельным
интересом наблюдали за борьбой человека и бездушной техники:
кондуктор (теперь именуемый техником при валидаторе) пытался
“скормить” чудо-машине купюру в 200 тенге. Чудо-машина купюру лениво
выплюнула. После пятой попытки кондуктор воззвал к народу:
“Разменяйте кто-нибудь!”. Граждане вокруг и без того активно, как на
бирже, меняли деньги. На стекле висело извещение о том, что с 1
февраля машина любые монеты, кроме 20 тенге, принимать не будет.
Мои 40 тенге кондуктор-техник натренированным движением мгновенно
метнул в отверстие автомата с надписью “Принятие монет”. Чуть позже
я понял смысл поступка: кидать монеты надо очень быстро, иначе
сообразительный аппарат выдает два льготных билета по 20 тенге
вместо одного. Да, техника к нему приставили не зря…
На самом деле эксперимент с валидаторами весьма любопытен.
Пассажиры делают ставки, как быстро сломаются валидаторы и кто это
сделает – не приученные к подобным проискам цивилизации граждане или
сами кондукторы, уставшие воевать с привередливой техникой?
Опять же интересно будет узнать, что покажет спутниковая система
навигации трамваев?
Взимание платы за проезд в городском общественном транспорте
является нарушением действующего законодательства. Именно так!
Правда, при одном весьма существенном уточнении: если в обмен на
деньги кондуктор автобуса отказывается выдавать билет.
|