Сегодня все успокоились. Сегодня в республике все признают
существование двух столиц. Астаны и Алматы. Первая растет и
благоустраивается. Вторая растет и на глазах приобретает
провинциальный "лоск".
Почему у Алматы пропадает один лоск и появляется другой?
Почему количество денег в этом мегаполисе никак не влияет на
качество жизни большинства алматинцев? Почему у
разнообразных властей разнообразных уровней никак не дойдут
руки до того, чтобы вернуть ему звание "города - сада"?
Сколько людей, столько и мнений. Прислушаемся только к
двум из них…
Первое мнение: "Нам (алматинцам) не хватает
своего Лужкова. Чтобы и себя не забывал, и город развивал".
Почти согласен с этой точкой зрения. Особенно в той ее
части, что южной столице явно не хватает харизматического
лидера и отличного хозяйственника в одном лице. Во многом,
из-за этого мы имеем то, что имеем. А именно, активно
строящийся город, который становится все более неудобным для
проживания в нем.
Причем речь здесь идет не о пролетарском гневе по поводу
ночных клубов, казино и т.д., размножающихся в Алматы, как
мухи. Кстати, это свидетельствует о росте доходов у
сравнительно большого числа жителей города, так как вы сами
понимаете, что без денег (и приличных денег) в эти заведения
не ходят. Я говорю о другом, а именно о том, что:
· общественный транспорт уже не справляется с
пассажиропотоком.
Правда "в светлом будущем" алматинцам обещают и
монорельсовый трамвай, и метрополитен, и вообще интенсивное
развитие электротранспорта и т.д. и т.п.;
но это "в светлом", - вроде как коммунизм в 1980 году,
или, как квартира каждой семье в 2000 году;
· большинство дорог города не отвечает минимальным
требованиям безопасности для автомобилистов;
Потому что кто-то якобы не выделяет средств в городской
бюджет на их ремонт; и это в мегаполисе на транспортные
артерии которого приходится пятая часть всех автомобильных
перевозок республики!
Тут, правда, возникает сразу два вопроса.
Первый - кто это такой нехороший? Если депутаты
парламента РК, - то, рассматривая проект госбюджета, они
должны помнить, что на следующий год грядут выборы в Мажилис
- и кто же в таком случае пойдет за них голосовать? А, если,
правительство, то чего же это оно так осерчало на южную
столицу? Или не может забыть, что его отсюда выселили?
Второй - а вдруг необходимые средства выделят?
Сумеют ли тогда в Алматы так организовать работу, чтобы
освоить эти средства, откуда найдут необходимую технику и
т.д. и т.п.
Пока с освоением денег, выделенных на общественные нужды,
в южной столице - туго.
Но закончим список алматинских неудобств…
· общественный порядок правоохранительными органами
поддерживается, прямо надо сказать, не на должном уровне;
Хотя условия для их работы, созданы намного более
комфортные, чем в других регионах страны.
· львиная доля улиц и дворов мегаполиса, по своей
неблагоустроенности и загаженности, совсем скоро будет
напоминать какой-либо уездный городок XIX века.
вот такой список…
И никто тут не вспомнит, что, к примеру, имеются,
утвержденные решением Алматинского городского маслихата XXI
сессии I созыва от 18 сентября 1998 года "Правила
благоустройства, санитарной очистки, уборки территорий г.
Алматы", которыми строго расписаны обязанности всех органов
и служб по санитарному содержанию территорий населенных
мест. Если бы еще узнать кого, когда и за что наказали, в
соответствии с положениями этого решения.
Также стыдно даже напоминать городским властям об Указе
Президента страны от 10 февраля 2003 года № 1019
"Государственная программа развития города Алматы на
2003-2010 годы". Целью которой определено, цитирую:
"Формирование нового облика города в соответствии с
его особым статусом, т.е. города республиканского значения,
и закрепление его позиций в качестве финансового,
культурного и туристского центра республики".
Интересно, что же будут думать о республике в целом и
каждом регионе в отдельности, туристы, побывавшие только в
этом туристском центре республики? Тем более что
средства на реализацию программы предусмотрены вроде бы
немалые - 711 млрд. тенге на 2003-2010 годы. В том числе,
230 млрд. тенге - на 2003-2005 годы.
Хотелось бы, правда, узнать, - как же они будут
осваиваться?..
А ведь имеются еще и проблемы сейсмоустойчивости зданий и
наличия угрозы схода горных селевых потоков. По самым
скромным оценкам специалистов землетрясение в 9 баллов может
выдержать только половина зданий города.
А жилой фонд города, между прочим, превышает 21 млн кв.
метров общей площади жилья, из которых 16 млн.кв. метров
приходится на многоквартирные жилые дома, в которых
находится 300 тыс. квартир.
Более того, около тысячи жилых домов общей площадью
полмиллиона кв. метров, в которых проживает 50 тыс. человек
уже сегодня находятся в аварийном состоянии
(каркасно-камышитовые, деревянные и саманные). Срок службы
этих зданий превысил 50 лет.
И это, не считая самовольно возведенных жилых строений в
водоохранных зонах рек, подвергающихся периодическому
затоплению, к счастью пока не селевыми, а только паводковыми
и дождевыми водами. То есть работы непочатый край - надо
укреплять старые здания, новые проверять, поэтапно сносить
особо сейсмопасный жилой фонд и т.д. и т.п.
Но есть ли желание и воля делать это широкомасштабно у
городских властей? Кстати, когда недавно проходили выборы в
городской маслихат - кто из кандидатов всерьез поднимал эти
проблемы? Не жаловался на черный пиар, не громогласно
плакался по поводу якобы имеющихся подтасовок голосов на
избирательных участках, - а обоснованно говорил о нуждах
города и предлагал реальные пути их решения?
А экология? Алматы, к сожалению, остается в числе
наиболее экологически неблагоприятных городов республики.
Загрязнение воздушного бассейна, в условиях слабой
естественной вентиляции и большого количества транспортных и
стационарных источников выбросов вредных веществ, остается
главным фактором негативного воздействия на состояние
природной среды.
Но ведь есть, например, удачный европейский опыт по
запрету использования не соответствующих экологическим
требованиям низкооктановых, с высоким содержанием
тетраэтилсвинца, сортов бензина, благодаря чему воздух в
этих странах таков, что им можно даже дышать.
И где же наши алматинские депутаты, где исполнительная
власть, кто может сказать горожанам, что принята и действует
программа по реальному ежегодному снижению выброса в
атмосферу загрязняющих веществ, количество которых в год
достигает 180 тыс. тонн, а из общего количества - 80
процентов составляют выбросы производимые более чем 200 тыс.
городских автомобилей, и это без учета выбросов от 50 тыс.
единиц иногороднего транспорта? А если - с учетом - то
получается почти по полкилограмма на каждую живую душу в
сутки. И какие практические меры в такой программе намечены,
и как они выполняются?
К сожалению, ничего не слышно и о работе КСК. Как они
работают, кому подчиняются? Несмотря на то, что все
понимают: кооперативы эти уверенно ведут дела к тому, чтобы,
если не в эту зиму, то уж в следующую, точно, - большинство
алматинцев постигнут серьезные жилищно-коммунальные
проблемы.
Второе мнение: "Понаехало в город столько
народу, что не продохнуть!".
Действительно, "продохнуть" в Алматы нынче трудно. Но это
- последствия социально-экономического положения в стране.
Человек ведь всегда ищет там, где теплей и сытней. Другое
дело, что муниципальные власти на этот процесс практически
никак не реагируют. Из-за чего он приобрел все свойства
"снежного кома".
А как еще можно назвать это явление, когда даже в
центральной части южной столицы улицы и проспекты зачастую
не убраны, и ходить по которым после 20.00 бывает просто
опасно - слишком уж много встречается подвыпившей и
обкуренной молодежи. И не только.
Мало того, городские власти всегда смело разрешают, или
просто не замечают многочисленные шоу-мероприятия, на
которые собираются тысячи человек. В результате жители
старой части Алматы просто проклинают наличие в календаре
уик-эндов. Потому что все заканчивается грохотом якобы
музыки, разбитых бутылок и лиц, полуночных фейерверков, и
одурманенного веселья юнцов до самого утра.
И никто, кстати, не знает: как это согласуется с
положениями Кодекса Республики Казахстан "Об
административных правонарушениях"? В частности его статей
333 - "Нарушение тишины". Или статьей 336 - "Распитие
спиртных напитков или появление в общественных местах в
пьяном виде". Или статьей 337 - "Появление
несовершеннолетних в пьяном виде в общественных местах".
А ведь в них конкретно сформулировано, например,
запрещение нарушения тишины в ночное время - с 23 до 6 часов
утра. И исключений ни для кого не сделано. Даже для властей
города Алматы. А кто из них, дававших разрешение, или не
обеспечивших соблюдение тишины в указанное время, понес
наказание? Вы слышали? Или, может быть, услышим от вновь
избранных депутатов в маслихат?
Тут Алматы давно уже обогнал "самый беспредельный и
неорганизованный город мира" - Нью-Йорк. Там-то как это ни
странно, законы, в том числе и по соблюдению общественного
порядка блюдут строго.
Можно продолжать и дальше говорить о том, что годы реформ
в нашей стране, с одной стороны резко снизили общий уровень
культуры, а с другой - воспитали молодое поколение
казахстанцев в строгом соответствии с культами "общества
потребления".
А можно на эту тему и не говорить. Потому как, и так
понятно, что любое общество на первом этапе постреволюции,
по определению, не может быть лицеприятным.
Но, ссылаясь на объективные закономерности, а также на
нехватку денег, любая муниципальная власть предстает перед
публикой сонмом слабовольных людей.
Которые, рыдая над проявлениями бескультурья и
общественного нигилизма в городе, ничего не делают и даже не
предлагают, дабы изменить ситуацию. Мол, пусть оно все
течет, как течет, - авось, пронесет.
Не сомневаюсь, что при таком подходе, - пронесет.
Обязательно пронесет. И очень сильно…
|